Самая краткая история бисера
Бисер является важным элементом культуры многих народов. В разные эпохи бусины использовались в качестве денег, талисманов, или амулетов. Самым древним бусинам, найденным археологами, около восьмидесяти двух тысяч лет.
В то время для изготовления этих удивительных украшений с отверстием посередине использовались зубы и рога животных, раковины моллюсков, минералы, янтарь, дерево и семена.
С изобретением стекла — а это произошло примерно три тысячи двести лет назад — бисер постепенно принимает привычный нам вид. Стекло становится самым важным материалом в изготовлении бусинок.
Само слово «бисер» пришло к нам из арабского языка. Busra в переводе с арабского — стеклянный жемчуг, или стеклярус (ещё одно название бисера). Пройдя многие изменения в звучании бисер не потерял свою суть.
На территориях, где разговаривали на языках германской группы, термин, обозначающий бусины, происходит от слов «молиться» и «молитва». Это неслучайно. С самых древних времен бусины использовались верующими людьми в виде четок. Каждой бусине соответствовала определенная молитва.
В наше время бусы не теряют своих позиций. Они так же используются в молитвенных четках, прикрепляются на одежду в качестве талисмана, приносящего удачу, вплетаются в волосы чтобы отвести «дурной глаз».
Сакральный смысл бисеринок везде разный, но есть у распространенных узоров значения совпадают.
- Спираль — это символ бытия, познания и вселенной.
- Круг — абсолют, совершенство, единство, вечность, солнце. Это символ целостности и динамизма.
- Глаз — так называемый «третий глаз», или «глаз сердца/души». Чаще всего такой глаз изображают на синей бусине — самый традиционный цвет для украшения этого типа. Такой амулет защищает своего владельца от сглаза. В другой трактовке он призван открыть в человеке способность к провидению.
- Точки — имеют тот же смысл, что и «третий глаз».
Помимо рисунков большое значение имеет и цвет.
- Белый — чистота, невинность, причастность к богу.
- Черный — таинственность.
- Красный — жизнь, энергия, жизненная сила, животная природа (брутальность).
- Желтый — интеллект, разум, энергия солнца
- Зеленый — гармония, сочувствие, высокая ментальность.
- Синий — вдохновение, преданность, духовная природа.
Всё это было в самом начале жизни бисера. Расцвет Жизни бисера начался в средние века нашей эры. Узнайте почему в Венеции секреты бисера хранились строже государственной тайны, а настоящему индейцу бисер дороже трубки мира.
История венецианского бисера
Принято считать, что в Венецию бисер попал из Византии. Да, сначала сам бисер, а потом и технология. В руках итальянцев, горящих страстью ко всему прекрасному, производство бисера буквально расцвело.
Точной даты появления бисерных мануфактур в Венеции не знает никто. Однако достоверно известно, что к началу второго тысячелетия нашей эры стекольное и в частности бисерное производства существовали и составляли основную часть бюджета этого города.
А теперь представьте себе картину — город на воде и вдруг горит! Парадоксально? Нет. И именно поэтому в 1221 году решением Совета Венеции все стекольные производства решено было перенести из города на остров Мурано. Небольшие и менее пожароопасные бисерные мастерские остались в городе.
Стараясь превзойти друг друга в мастерстве изготовления бисера, профессионалы своего дела начали специализироваться на определенном типе бусин. Это помогало дифференцироваться, что положительно сказывалось и на продажах. Хотя со сбытом проблем никогда не было — стеклянные изделия из Венеции и Мурано не залеживались на складах. Они продавались. Легко и по очень высокой цене. Это связано с фактической монополией Венеции. Технологии производства хранились пуще зеницы ока — для этого использовались любые средства. Венецианцы не хотели терять золотую жилу, поэтому для сохранности ноу-хау использовались как поощрительные, так и карательные меры. Патрициям — высшему сословию — было разрешено брать в жены дочерей стеклянных дел мастеров. Таков был пряник. В качестве кнута зачастую предпринимались шаги гораздо более жестокие, чем само их метафоричное название. Доходило до смертной казни.
Но рано, или поздно всё тайное становится явным. Как песок сквозь пальцы информация о производстве бисера проникла во внешний мир. Знания утекали вместе с мастерами, которые бежали из Венеции в другие города и государства. Иностранные шпионы сулили такие богатства и привилегии, что стекольщики бросали всё и уезжали, не смотря на угрозу смерти.
Несмотря на утечки информации, Венеция оставалась царицей бисера вплоть до конца семнадцатого века. Почему же она перестала ею быть? Случилось это из-за жажды наживы — многие стекольщики занялись подделкой жемчуга. Это занятие настолько захватило мастеров, что они позабыли о бисере — такова первая причина. Вторая — выход в свет каталога бусин Венеции в 1704 году. Спустя некоторое время другие города Италии наладили производство бисера. В европейских странах бисерные мануфактуры тоже начали появляться как грибы после дождя.
Если же рассматривать новейшую историю, то пиком популярности бисера и новым витком в развитии его производства можно считать первую декаду двадцатого века. К сожалению, первая половина двадцатого столетия была ознаменована большим количеством войн, которые никогда не способствовали развитию прекрасного. В промежутке между первой и второй мировыми войнами производство бисера начали восстанавливать женщины Венеции. Теперь именно они составляли основную часть работников стекольных мастерских, так большинство мужчин были поглощены войной. К 1930 году Венеция и остров Мурано насчитывали около 300 стекольных производств, на которых работали тысячи женщин.
Сейчас секреты производства бисера по крупицам восстанавливаются венецианскими мастерами, а их творения используются лучшими домами мод по всему миру.
Бисер в культуре индейцев Америки
До появления европейцев на территории северной Америки, индейцы удовлетворяли свою потребность в украшательстве разными способами.
Это были как татуировки на лице и теле, так и разного рода прически, для создания которых часто применялся метод выщипывания волос. Имело место и украшение одежды и предметов быта при помощи разного рода бусин и полированных игл дикобраза. Вместе с тем бусины сопровождали коренного индейца с самого начала жизни и до её конца.
Колыбели, в которых дети проводили большую часть времени в первые два года жизни, обильно украшалась бусинками. Во время сна над колыбелью подвешивали «ловец снов» — амулет, защищающий от дурных сновидений и злых духов, которые могут вселиться в ребенка, пока он спит. Создание охранного амулета не обходилось без использования бусин. Повседневные одежды индейцев не отличались красотой и обилием украшений, зато на праздничных нарядах свободного от украшений места зачастую не оставалось.
С открытием Америки на этот удивительный континент попали стеклянные изделия. Среди них находились и украшения. Первоначально это были очень крупные бусины, которые могли быть использованы лишь для ожерелий, или собственно бус. Французские торговцы просто подарили местным жителям бусины в знак дружбы. Но при попытке наладить торговые отношения, европейцы столкнулись с необычной проблемой — золото и серебро не были нужны индейцам. Но последние быстро оценили превосходство сверкающих в лучах солнца бусин перед уже приевшимися иглами дикобразов.
Вслед за крупными бусинами на континент попал и более мелкий пони-бисер. Своё название он получил из-за способа транспортировки. Именно компактные пони транспортировали на себе мешки с бисером от кораблей к местам обмена.
Там европейцы получали меха и золото, а индейцы бисер, алкоголь и оружие.
Чуть позже ещё одним объектом торговли стала ткань, которой никогда не было у индейцев. Получив новый удобный материал, женщины разных племен не стали изменять себе. Крой одежды оставался прежним. Более того, оказалось, что расшивать бисером одежду из ткани гораздо легче, чем её кожаный аналог. Ткань плюс бисер равняется идеальная совместимость. Индейцы буквально помешались на этих маленьких стеклянных шариках в первое время.
И хотя на протяжении 17–18 веков торговля бисером не прекращалась, её значимость не стоит переоценивать. Со временем индейцы более-менее осознали стоимость бисера и начали продавать свои товары дороже. Стеклянные бусины были почти вечными. Ни время, ни окружающая среда не изменяла их. В то же время другие объекты торговли стоили дороже, а расходовались быстрее. Алкоголь выпивали, а ткани изнашивались и рвались. Постоянное потребление создавало перманентный спрос.
Бусинки следовали от венецианского изготовителя к французскому экспортеру, затем к канадскому импортеру, торговцу меха, и наконец индейскому покупателю.
Но было и исключение — бусины вампум. Эти бусины продолговатой цилиндрической формы изготавливали сами индейцы. В качестве материала использовался определенный вид морских раковин. Цвета было всего два: белый — подешевле, фиолетовый — дороже. Помимо своего декоративного назначения вампум имел большую духовную ценность для индейцев.
Не имея развитой технологической мысли, индейцы тратили много сил и времени на изготовление бус вампум. Именно поэтому их оценивали столь высоко. Ситуация несколько изменилась с приходом голландцев в 17 веке. Они осознали покупательную способность вампум и попытались воспроизвести эти бусины. У людей из-за океана имелись и стальные сверла, и напильники. Это позволило производить более качественный и однородный продукт в большом количестве.
Материал закупали на побережье континента и по рекам доставляли в Нью-Йорк, ставший самым богатым поселением того периода. На фабриках по производству вампума работали тысячи людей.
Начиная с этого момента вампум становится официальной валютой на континенте. Существует курс по которому вампум обменивается на «белые» деньги. Но рукотворно-природная бусина использовалась не только как украшение и валюта. Важнейшим использованием бусин стало создание так называемых поясов. Эти украшения применялись вместо бумажных договоров при заключении мира, соглашений о продаже земли, для объявления войны, как исторические записи и даже в качестве жертвоприношений богам.
Во время восстания Понтиака англичане понесли сильный урон — продолжать военные действия было невозможно. Уильям Джонсон, суперинтендант Индейских Дел Северного Района использовал пояса вампум на переговорах. Вкупе с неординарными дипломатическими способностями Джонсона большое количество вампума в виде поясов сделало своё дело.
Для заключения перемирия, или сделки использовались пояса преимущественно белого цвета с небольшими узорчатыми вкраплениями фиолетового. Так как индейцы не владели письменностью, смысл передавался в узоре, а из-за того, что изготавливали эти информационные украшения всё чаще бледнолицые, нередко в узоре можно было обнаружить цифры. Совсем иначе обстояло дело при объявлении войны. В этом случае пояс состоял преимущественно из черного вампума с узором в виде топора из белого. Обычно такой пояс окрашивался с помощью киновари в красный цвет.
Со временем началось взаимное проникновение и принятие культур переселенцев из старого света и аборигенов. Многие белые приняли мокасины и другие удобные виды одежды индейцев.
Вместе с тем коренные жители Америки всё больше начали использовать стеклянный бисер. Если раньше он использовался лишь для окантовки, а большие площади занимали иглы дикобраза, то с середины 19-го века иглы сдают свои позиции. Кроме того, что теперь стеклянные семена покрывают большие площади ранее отсутствующие флористические орнаменты начинают конкурировать с геометрической классикой.
Конец 19-го и начало 20го века принято считать закатом индейской культуры. Вампум не только потерял свои позиции в рукоделии, но и довольно давно не является валютой. Колонизаторы подавляют культуру и веру изначальных властителей американского континента. Теперь расшитые бисером безделушки можно встретить разве что в резервациях. Их продают в сувенирных лавках и они представляют собой блеклую тень былого величия индейского рукоделия.
История чешского бисера
Чешский бисер для всех, кто с ним связан, сразу же ассоциируется с отличным качеством, невысокой ценой, обилием форм и цветовых схем. У рукоделов по всему миру бисер из Чехии считается лучшим по соотношению цена/качество.
Историки считают, что производство бисера в Чехии и соседствующей с ней Германии началось с мастеров-перебежчиков из Венеции. Но в Богемии — так в то время называлась Чехия — издавна процветала стекольная отрасль, которая свои корни берет опять так из соседних государств. Но если в других странах по рецептуре к кварцевому песку добавляли соду, то чешские стекловары разработали собственную технологию, по которой секретным элементом был поташ (древесная зола). Стекло у богемцев получалось очень прочным, и кристально чистым. В то же время оно было тугоплавким, а это значит, что с оборудованием того периода мастера не могли легко его обрабатывать в раскаленном состоянии. Зато такое стекло можно легко гранить, не боясь ни сколов, ни трещин.
Так физические свойства богемского стекла задали форму и специфику изделий. Основными продуктами чешских мастеров были прочные толстостенные сосуды, бутыли и флаконы. Благодаря своей глубокой огранке стекло начинало играть в солнечных лучах словно драгоценный камень. Именно это привело к невероятному всплеску популярности Богемских изделий по всему миру на границе между XVII и XVIII веками.
Однако графинами и флаконами дело не ограничивалось — с начала XVIII века чешские фабриканты начинают производство бусин, страз, бисера и стекляруса. И тут характеристики стекла вновь внесли коррективы в традицию производства. Украшения получались маленькими и гранеными. Иногда их покрывали изнутри различными эмалями, для придания новых интересных оттенков.
Начало XIX века для Чехии ознаменовано машинным производством бисера. Цена его снизилась, а качество осталось на прежнем уровне. Спустя совсем немного времени чешский бисер буквально заполонил торговые лавки по всему миру. Поэтому когда вы встречаете на одежде, или вещах красивый бисер, знайте — скорее всего, он родом из Чехии.
Зарождение бисера
Первое упоминание о бисере, его появление, использование и внедрение произошло на территории Египта.
История бисера уходит в далекое прошлое и связывает его возникновение с Египтом. Основанием для этого служит огромное количество свидетельств, полученных при археологических раскопках. Были найдены глазурованные стеклом фаянсовые плитки из пирамид, а также различные украшения.
В Египте из глухого непрозрачного стекла изготавливали искусственные жемчужины. По-арабски, искусственный жемчуг звучит как «бусра», во множественном числе — «бусер».
Первый способ обработки бисера, соответственно, разработали египтяне. Изготавливали бусины с помощью расплавки разноцветной стеклянной массы на костяной или каменный стержень или, позднее, тонкую металлическую нить. Масса получалась плотной, тяжелой и очень дорогой из-за большого количества используемых материалов. Подобную цену могли себе позволить только египетские фараоны или жрецы — первые использовали бисер для оформления тканей, головных уборов, создания различных украшений (серьги, бусы, колье, кольца, браслеты), вторые же использовали для украшения различных элементов храма.
Но чаще всего археологи сталкиваются с египетским бисером отнюдь не в интерьере и не на тканях, а в пирамидах. Бисер стал неотъемлемой частью захоронений — им расшивали одежды усопших фараонов, головные уборы и символы власти.
В дальнейшем, бусины изготавливали другим способом — расплавленное стекло вытягивали в тонкую нить и навивали на медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию в бусине. Затем стержень извлекали, а бусину подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой. Позднее появилось прозрачное стекло, был найден способ выдувания стекла. С развитием торговли, бисер стали изготавливать из металла, фарфора, драгоценных камней.
Помимо египтян, у других народов Африки бисер выступал меновой монетой. За несколько связок можно было купить одного раба. Это продолжалось на протяжении десятилетий, пока римские войска не захватили Египет. Тогда производство стекла и бисера распространилось и в Римской империи, после ее распада — центр производства был перенесен в Византию, а оттуда — в Венецию.
История русского бисера
После распространения бисера по Европе, это искусство стало проникать и в Россию.
Первое использование бисера на Руси относится к IX — XII вв. — это разные матерчатые венцы, украшения бронзовыми спиральками и бисером. Искусство вышивания бисером к нам принесли византийцы вместе с христианством и манерой иконописи. Оно отчасти заменило своего предшественника — жемчуг. Его широкому распространению способствовала доступность материала, так как пресноводные моллюски в изобилии водились в реках и озерах.
Наибольшее внимание развитию стеклоделия уделял Пётр I. Он отменил пошлины на стеклянные изделия, привозимые к нам из Чехии, Германии, Италии, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал молодых россиян за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера.
По его приказу, в 1705 году на Воробьёвых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти царя Воробьёвский завод был переведён в Санкт-Петербург и со временем стал Императорским.
Также XVIII–XIX веках в России существовали небольшие казённые и частные заводы по изготовлению всевозможных изделий из стекла, но никаких свидетельств о массовом производстве бисера нет. Так что на протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Италии и Германии. В связи с этим, повысился спрос на бисер и стеклярус — в 1752 году в Россию ввезли на 1654 пудов бисера больше, чем в 1748 году.
Следующая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1752 году М. В. Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи».
Одной из основных построек была лаборатория, в которой находилось девять печей. В 1754 году Усть-Рудицкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, гранёные камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики и т. п. Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме. В 1765 году, после смерти М. В. Ломоносова, фабрика закрылась, просуществовав всего 10 лет.
В 1883 году открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронингера. Тогда же и начался «золотой век» бисера в России. Из него изготавливались самые разнообразные изделия — церковные украшения, кошельки, бисером вышивали платья и даже целые картины.
Но хранили техники рукоделия отнюдь не мастерские и не фабрики — основная масса бисероплетов находилась в монастырях. Там и находились секреты рукоделия вплоть до конца XX века.